Для анализа условий появления напряжений и возможности их амортизации, по нашему мнению, надо иметь информацию: о диаметре пор, в которых находилась вода; о наличии или отсутствии в таких местах сжатого объема воздуха — амортизатора напряжений, связанных с образованием льда; о температуре находящегося в бетоне льда конкретного солевого состава. Отсюда следует, что при изменении условий внешней среды бетон одного состава будет иметь при снижении отрицательных температур большее число мест, в которых могут создаться предельные напряжения, данные напряжения кроме всего прочего можно создать также и различным инструментом.
При проектировании морозостойкого бетона необходимо выявлять условия перехода из одной категории дефектных мест — неактивных в активные. Подобрав с учетом проектных условий работы материала в сооружении (конструкции) состав бетона с неактивными дефектными местами — капиллярами и порами, получим бетон, который до наступления определенной отрицательной температуры будет морозостойким при любом числе циклов испытаний. Отсюда следует, что не числом циклов определяется морозостойкость, а физическими пара метрами бетона, которые и нужно назначать при подборе.
Причиной разрушения бетона после разного числа циклов испытания на морозостойкость является постепенное локальное разрушение отдельных дефектных мест. Чем меньше в бетоне активно действующих дефектных мест, тем более он морозостоек. При резком снижении температурного воздействия сразу резко увеличивается и число активно действующих капилляров и пор, снижается морозостойкость бетона.
На перечисленные виды монолитных бетонов (растворов) действует внешняя среда с меняющейся температурой, солнечная радиация, атмосфера и во многих случаях агрессивная вода. Расчет материала для таких сооружений (конструкций) нужно вести по комплексной марке по формуле учета трех факторов воздействия: Ф + Х + П1.